Порекомендовать статью с помощью:

среда, 12 февраля 2014 г.

Выставка в Коломенском «Безукоризненный в изяществе наряд…» Видео и подробные фото с описанием.

Посещение и последующее написание статьи о выставке в Коломенском «Безукоризненный в изяществе наряд…» получилось благодаря воодушевлению моей двоюродной сестры Натальи…
Приехав к нам в гости, мы гуляли с ней в парке Коломенское, попутно обсуждая его достопримечательности и действующие выставки. Сестра прониклась волшебством Коломенского и "загорелась" приехать в один из ближайших своих выходных, чтобы посвятить день именно выставкам и непременно сходить на эту! Однако... Как часто в современном скоростном мире, нам не хватает сил сходить и увидеть то, что хочется… Мы много работаем, устаем, а большие расстояния и пробки в Москве отбивают всякую охоту куда-то ехать. Так и с моей сестрой – желание есть, а сил и времени нет. 
Поэтому, тебе, Наташа и всем, кому была бы интересна эта выставка о свадебных нарядах конца 19 - нач.20 веков, и у кого не было возможности ее посетить, посвящается… Кстати, выставка закончилась еще 29 сентября 2013 г. и возможно уже не повториться...

На эту выставку, с очень трогательным названием «Безукоризненный в изяществе наряд…», мы с дочерью ходили 22 сентября 2013 года. Это была уже вторая выставка за день. Сначала мы были на выставке «Березовские древности»


Затем, прогулявшись и немного перекусив, мы отправились смотреть свадебные наряды прошлого века, помня о рвении моей сестры! J

Выставка была расположена в одном из залов Дворцового павильона 1825 года, в котором проходят современные свадебные церемонии. 

Масштаб выставки небольшой. Температура помещения была довольно не высокая, где-то 15-16 гр. Как пояснили смотрители выставки, это необходимо для сохранности экспонатов – свадебных платьев, костюмов и прочих сопутствующих свадьбе вещей.

На первый взгляд может показаться, что ничего особенно в этой выставке нет. Подобные платья и сюртуки, зонты, веера и прочие свадебные атрибуты нам знакомы из фильмов и, если быстро пробежаться, то можно ничего замечательного и не увидеть. Это первое беглое впечатление. На таких выставках важны детали, внимание к мелочам и знание некоторых исторических фактов!
Наш подробный обзор поможет разглядеть, то, что может остаться без внимания, если прийти на выставку, к примеру, без камеры и не вынашивать мысль написать потом статью… J

И так, начинаем. Сначала покажем Вам видео, которое поможет представить саму выставку в целом, понять масштабы зала и увидеть расположение экспонатов. Снимала справа налево.

Теперь теория, без нее никак! Кстати очень познавательная! Не поленитесь, прочитайте! Для удобства прочтения я переписала содержание "теоретических" фото и по возможности сократила их.

Фото 1.
Фото 1 – описание выставки и история появления свадебных нарядов на ней. 
Краткое содержание: Особый аромат эпохи стиля модерн и предреволюционного времени ощущается благодаря гармоничному сочетанию свадебных платьев и костюмов, дающих возможность проследить эволюцию свадебной моды на протяжении нескольких десятилетий, с необходимыми на церемонии венчания и празднования аксессуарами, предметами и документами. На выставке представлены собрания коллекционера Натальи Костригиной - владелицы петербургского антикварного салона «Сокровища Петербурга», уникальные предметы искусства из собраний Московского государственного объединенного музея-заповедника, Московского музея-усадьбы Останкино и московского коллекционера.
фото 2.

Фото 2 и 3 - опять немного теории, а именно ИНТЕРЕСНОЙ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ИСТОРИИ! 

Для меня многое стало открытием! :)
Ниже для удобства прочтения я передам основное содержание!










фото 3.
Основное содержание фото 2 и 3:
В 19 столетии свадьба в России становится не столько ритуальным, сколько светским событием.
В долгие темные зимние вечера проходило много приемов и балов. Где и знакомились молодые люди и барышни. Когда сваха помогала семьям будущих жениха и невесты окончательно договориться, молодой человек и барышня подавали прошение в церковь, в свой приход. Делалось это для того, чтобы священник мог произвести "обыск", т.е. выяснить их гражданское и семейное положение, род занятий и другие детали. После троекратного оглашения с кафедры прихода и при отсутствии препятствий к браку, жениху и невесте выдавался "Обыск брачный", который являлся своего рода паспортом (фото 4 и 5)
фото 4, Брачный обыск - его верхняя часть.
фото 5, Брачный обыск.
Этот день был преддверием помолвки, на которой присутствовал священник, и молодые обменивались помолвочными кольцами. Тогда же обговаривался размер приданого, которое, к примеру, в Петербурге, приобреталось преимущественно в торговых домах. За день до венчания приданое торжественно перевозилось из дома невесты в дом жениха. 
В день венчания все барышни и дамы из окружения невесты присутствовали при ее обряжении к свадьбе. Венчальные кольца, фату и украшения невесте присылал жених в подарок в "жениховой шкатулке".
В церковь будущие молодожены ехали отдельно, каждый со своим окружением. 
Во время венчания над женихом и невестой держали венцы, а в руках у них были венчальные свечи. На аналой (высокий четырёхугольный столик с покатым верхом) помещали иконы, которые затем передавались жениху и невесте для вспоможения в супружестве. 
После браковенчания молодожены ехали вместе в экипаже на свадебные торжества, проходившие в городском или усадебном доме жениха или его родителей.

В 19 веке складываются близкие к современности особенности подвенечного платья и свадебных аксессуаров, именно в этот период окончательно утверждается белый цвет подвенечного одеяния невесты. Подвенечные платья отражают основные модные тенденции того или иного исторического периода, однако в их фасоне всегда прослеживается некоторая консервативность: руки и грудь скромно закрыты, воротник часто имеет форму стойки. Однако на церемонии празднования после свадьбы невеста всегда могла переодеться в более модный туалет.

Представленные на экспозиции подвенечные платья позволяют проследить изменения силуэта и линии, конструкции и декора, тканей и отделок, которые происходили на рубеже 19 и 20 столетий практически каждые 3-5 лет.
В конце 1890-х годов в России, как и во всем мире, начинается господство стиля модерн - S-образный силуэт женского платья, достигающийся использованием особого кроя лифа с напуском спереди ("голубиная грудка"), а также расширяющейся книзу юбке, напоминающей раскрывшийся цветок. 
Рукава подвенечных платьев могли быть и консервативно узкими и модной пышной у плеча формы (фр.название "gigot", т.е. "баранья нога").
В начале 20 века стиль модерн сосуществует с неоклассицизмом, который характеризуется полным отказом от корсета и использованием нового силуэта, разработанного во Франции Полем Пуаре. Платья приобрели туникообразный покрой со слегка завышенной талией, которая акцентировалась складками или поясом, и рукавами три четверти в форме колокола. Юбка чаще всего делалась двойной с укороченной верхней частью, из под которой выглядывала нижняя удлиненная юбка слегка расширяющихся книзу очертаний и с небольшим треном (шлейфом) сзади. Такие полупрозрачные верхние платья часто дополнялись платьем-подкладкой из мерцающего шелка или атласа, на фоне который эффектно смотрелись вышивки шелком или бисером и стеклярусом, а также узоры выложенные из коклюшечного кружева "ласе".
Мода 1920-х годов была связана с появлением нового типа платья - платья-рубашки прямого покроя с низкой линией талии на бедрах. Подобный силуэт нивелировал все типы женской фигуры, скрадывал грудь, талию, бедра, и как тогда казалось даже возраст. На новую моду повлиял французский стиль ар деко с его геометризмом форм.
Не смотря на экономические трудности и дефицит тканей в начале 1920-х годов, советские женщины не теряли интереса к моде. К сожалению из-за нехватки материалов в эти годы, перекройке и уничтожению подверглось много старой вышедшей из моды одежды, особенно длинных платьев с тренами, из которых можно было скроить несколько прямых и нарядных платьев с низкой талией. Такие наряды, совсем не типичные для свадеб прошлых лет, дополняли флердоранж (в обряде венчания - принадлежность головного убора невесты - белые искусственные цветы, похожие на цветы померанцевого дерева, т.е. дикого апельсина) и фата различной длины или же короткие волосы с модной стрижкой "à la garçon", украшенной цветами.
флердоранж
стрижки в стиле à la garçon
Представленные на выставке свадебные костюмы, аксессуары и фотографии служат отражением тщательно соблюдавшихся традиций дворянских семей рубежа 19 и 20 веков и являются иллюстрацией живых трогательных историй любви и преданности ушедшего времени.


Теперь будем следовать по выставке слева направо (привычное направление J) – останавливаться и описывать  каждый предмет или их группу. Описание под фото! 


Шаль "фишо". Россия, вторая половина 19 в.
Тюль, батист, вышивка. Коллекция Н. А. Костригиной.


1. Зонт, Бельгия 1900-е годы.  Дерево, шелк, кружево.  Коллекция Н. А. Костригиной.  
2. На заднем плане - часы каминные с боем "Аллегория искусств". Франция, середина 19в., бронза, позолота. 
Частная коллекция.




1. Платье подвенечное. Франция, 1900-1901.
Репс, атлас, тафта.  
2. Шаль (надета сверху). Бельгия, 
1850-1870-е. Кружево "point de gaze".
Коллекция Н. А. Костригиной.









1. Платье подвенечное. 
Западная Европа, 1890-1900-е.
Шелковое броше, тюль; аппликация льняным кружевом и лентами по сетке.
2. Слева - Перчатки. Москва, 1912. 
Шелк, перламутр.  
3. На заднем фоне - Кружевной волан. 
Бельгия, середина 19в.
Льняная нить; плетение, техника "брюссельская аппликация" 
Коллекция Н. А. Костригиной. 

Футляр перчаточный с костяными щипцами.
Франция, конец 19 в.
Дерево, тисненая кожа, металл, бархат, муар, слоновая кость, резьба, полировка, ручная работа.
Распялка - атрибут ушедшего быта, использовалась для сохранения  формы промокших перчаток.
МГОМЗ.


Туфли. Россия, 1880.
Атлас, кожа, лайка.

Коллекция Н. А. Костригиной. 


Сумочка в стиле неорококо. Россия, 1880-е.

Репс, металлический бисер и пайетки, шелк, газ, кость;вышивка.

Коллекция Н. А. Костригиной. 

Платье. Франция, 1905-1910.
Сетка, батист, бисер, стеклярус; вышивка.

Коллекция Н. А. Костригиной.


Далее несколько фото без подробного описания, но ничего страшного J, предметы говорят сами за себя!




1. Мужской костюм (Коллекция Н. А. Костригиной):
Котелок. Англия, "Patterson&Co, London", 1900-е.
Фетр, шерстяной репс, кожа, атлас.
- Визитка и жилет. Россия, Санкт-Петербург, "A.Calysin", 1890-е. Сукно, хлопчатобумажная ткань, коленкор.
Визитка является принадлежностью мужского костюма, у которой полы расходятся 
спереди, образуя конусообразный вырез, но не прямой линии, как у фрака, а закругляясь к сзади. Визитка застегивается на одну пуговицу, сзади на уровне пояса пришиты две пуговицы. 
В качестве повседневной одежды, визитки были распространены в 19-начале 20 веков. 
Согласно этикету, визитку не принято было носить после 7 вечера (в это время ее 
заменяет фрак). После Первой Мировой войны визитки вышли из повседневного 
употребления; с тех пор их стали надевать лишь по исключительным случаям (свадьбы, 
похороны, церемониальные политические мероприятия).
- Носовой платок. Россия, начало 20 века. Батист, вышивка гладью.
Рубашка. Россия, 1890-1900-е. Полотно.
- Брюки. Россия, 1930-е. Шерсть, атлас.
2. Платье подвенечное в стиле неоклассицизм 
(Коллекция Н. А. Костригиной)
Франция, 1900-е. 
Кружево "ласе", газ, тафта, искусственные цветы 
флердоранж.
3. Бокалы-"флейты". Россия, конец 18 века.
Бесцветное стекло; гранение, гравировка.
МГОМЗ.
4. Подставка под цветы. Последняя четверть 19 века.
Дерево, лак; токарная обработка, резьба, окрашивание.
МГОМЗ.
5. Туфли к данной выставочной группе - отдельное фото 
ниже! Санкт-Петербург, марка мастерской "Henry Welss", 
около 1900-х. Коллекция Н. А. Костригиной. 
Атлас, лайка, кожа.
Фирма Генриха Вейса "Henry Welss St.Petersbourg. Nevsky" была одной из наиболее известных и респектабельных и владела обувным магазином и фабрикой. В 1899 году Г. Вейс подавал на 
звания поставщика императрицы Александры Федоровны, но прошение было отклонено. 
Однако в 1905 году его фабрика получает звание поставщика великого князя Александра Михайловича. У Генриха Вейса обувь заказывала вся столичная знать, а также приобретались туфли для членов императорской семьи.






1.Мужской костюм (Коллекция Н. А. Костригиной):
Цилиндр-шапокляк. Франция, Париж "Delion", 1900-е.
Шелковый репс.
Цилиндр-шапокляк  (фр. chapeau claque) - мужской головной убор, особенностью
которого является то, что расположенный внутри цилиндра механизм позволял складывать его в вертикальном направлении. В помещении шапокляк носили сложенным, под мышкой.
- Фрак. Россия, Санкт-Петербург, фирма - А. Федоров, 
1890-1900-е. Сукно, атлас.
На фраке стоит надпись "А. Федоров", являющаяся маркой столичного магазина, 
расположенного в центре Санкт-Петербурга на Николаевской улице (ныне улица Марата), 
дом 40, в бельэтаже.
- Жилет. Россия, 1890-1900-е. Сукно, атлас.
- Бутоньерка. Россия, 1890-1895-е. Воск, вощеная бумага.

2. Женское платье (Коллекция Н. А. Костригиной)
- Платье подвенечное. Россия, около 1900. 
Атлас, кружевное полотно, аграмант.
Фата. Западная Европа, 1890-1900-е. 
Тюль машинной работ, кружево в технике "брюссельская аппликация".





Веер, 1872.






Теперь описание выставочной группы, которую я 
использовала для заставки к статье! Фото подобное, 
но сделано немного с другого ракурса - на нем почти 
полностью виден веер.
1. Мужской костюм (Коллекция Н. А. Костригиной):
Цилиндр. Россия, "English Magazine St. Peterburg", 
1890-1900-е.
Брезент, кожа и др.
- Сюртук. Россия, начало 20 века.
Сукно, сатин и др.
Сюртук (от француз.) - "поверх всего", это длинный, как пальто двубортный пиджак, 
обычно приталенный. Сюртук появился во Франции в 18 веке, а в России в первые 
десятилетия 19 века. Характерными элементами сюртука были нижние пуговицы,
 доходившие только до талии, а также две декоративные пуговицы, нашитые на талии сзади. 
От сюртука пошли все последующие формы верхней мужской одежды; фрак, визитка, пиджак, смокинг и т. д. Однако, если фрак был выходным, бальным облачением, то сюртук оставался элементом повседневной одежды среднего и высшего классов.
- Бутоньерка. Россия, 1890-1895-е. Воск, вощеная бумага.

2. Женское платье (Коллекция Н. А. Костригиной)
- Подвенечное платье в стиле модерн. Россия, 1900-е. 
Атлас с жаккардовым узором, кружево, тафта, полотно; вышивка.
Туфли. Франция, "Mayer Tulien Paris"1870-е. 
Атлас, кожа, лайка.


Сменный лиф к подвенечному платью. Россия, 
1900-е. 
Атлас с 
жаккардовым 
узором, тафта.


фрагмент выше описанной выставочной группы  (справа внизу).



1. Платье подвенечное. Россия (?), 1908-1914.  
Маркизет, сетка машинного плетения, 
искусственный шелк.
2. Фата подвенечная. Франция, начало 20 века.
Сетка; вышивка " point d' angletter".
Все из Коллекции Н. А. Костригиной.



1. Туалетный набор из девяти предметов в шкатулке. 
Англия, конец 19 - начало 20 века. 
Орех, латунь, перламутр, шелковый муар, стекло, металл, интарсия, шлифовка, серебрение.
2. Носовой платок.
Франция, середина 19 века.
Шелковый батист, игольное кружево.
Коллекция Н. А. Костригиной.
3. Этажерка из гостиного гарнитура.
Россия, Санкт-Петербург, Фирма "Ф.Мельцер и К",
начало 20 века.
Красное дерево; столярная работа, токарная обработка, резьба,
лакирование.
МГОМЗ. 
1. Коробка для перчаток.
Россия, конец 19 - начало 20 века. 
Кожа, дамаск; тонировка, тиснение, золочение.
2. Распялка.
Россия, 1900-е. 
Черное дерево, слоновая кость, металл.
Распялка - специальные щипчики, которыми "распяливали" пальчики скукожившихся перчаток, возвращая им прежнюю форму.
Коллекция Н. А. Костригиной.


Визитница
Варшава, фирма Plewkiewicz, начало 20 века.
Медный сплав; литье, чеканка.
МГОМЗ.



Подвенечное платье.
(описание к сожалению
не сфотографи-
ровала).


Платье подвенечное периода НЭПа.
Западная Европа, 1915-1920.
Тюль, шелк; ручная вышивка в технике двусторонней глади.
Коллекция Н. А. Костригиной.

1. Митенки.
Россия, конец 19 - начало 20 века. 
Тюль; вышивка.
2. Сумочка-конверт.
Франция, 1920-е.
Сетка, бисер, стеклярус, шелковый репс; вышивка.
3. Журнал "Новейшие моды".
Россия, 1915.
Бумага, печать.
Коллекция Н. А. Костригиной.




1. Чайный сервиз (часть).
Россия, фабрика товарищества Кузнецова,
конец 19 - начало 20 века. 
Фарфор; роспись надглазурная, золочение.
2. Столик туалетный из гостиного гарнитура
Россия, Санкт-Петербург, Фирма "Ф.Мельцер и К",
последняя четверть 19 века.
Красное дерево, мрамор; столярная работа, токарная обработка, резьба,золочение.
3. Часы каминные "Орфей играющий на флейте в окружении животных".
Франция, 1812-1820-е. (!!!)
Бронза, золочение, эмаль.
МГОМЗ.










Сервиз чайный.
МГОМЗ.


1. "Паж". Западная Европа, середина 19 века.
Серебро, литье, чеканка.
"Паж" - приспособление для придерживания длинного шлейфа платья, в виде сдвигающихся и раздвигающихся щипцов с кольцами, как у ножниц. Ткань шлейфа зажимали щипцами, и "паж" подвешивался к поясу или держался в руках.
2. Карне-де-баль
Россия, 1910-е.
Слоновая кость.
Карне-де-баль (фр. carnet de bal) - специальная книжка для записи партнеров по танцам на балу.

Набор заготовок для полотенец. 
Россия, "Наследники Пас", начало 19 века.
Голландское полотно.


Саше
Россия, начало 19 века.
Репс, атлас; вышивка.
Саше - ароматический конверт из ткани для хранения сорочки или носовых платков.


"Приданое М. А. Александровой 1899 год"
Воспроизведение с документа, Россия.


Журнал торгового дома "Мюр и Мерилиз"
Москва, 1896
Бумага; печать
Коллекция Н. А. Костригиной.














































































И последняя выставочная группа свадебной выставки:
1. Журнал "Парижские моды"
Россия, ноябрь 1885 г.
2. Митенки (на заднем плане)
Россия, 1890-е
Машинное кружево


Сумочка
Россия, 1907-1914.
Тафта, гипюр, атласная лента.


Фотоальбом
Россия, начало 20 века
Искусственная кожа, бумага; золочение


Чулки
Западная Европа, конец 19 века
Шелковое полотно, шелковая нить; машинная вышивка
Коллекция Н. А. Костригиной.




И еще у меня осталось фото одной свадебной фотографии. На выставке было еще несколько, но не сняв их сразу, я всё свое внимание уделила "вещественным"  экспонатам выставки. J Хотя, не сфотографированные мной свадебные фото тех времен можно увидеть в самом начале нашего видео.



На этом заканчиваю обзор свадебной выставки конца 19 - начала 20 веков "Безукоризненный в изяществе наряд". Надеюсь обзор был удобен и интересен!

Также в конце статьи, хочу отдельно поблагодарить свою маленькую дочь за терпение и принятие маминых задумок! За то, что дает мне возможность не только ходить на выставки вместе с ней, но и снимать и фотографировать! И даже когда устает, то ее чисто девчачий интерес к блеску для губ, дает еще время все доснимать на выставке (так было именно в этот раз). При этом блеск не съедается (слава богу!) и губы почти не окрашиваются, т. к. для этого нужно еще нажать на тюбик... J Но об этом Даша пока не знает... В общем стоит себе тихонечко ребенок и якобы красит губки вкусным блеском для губ... И в итоге спокойное поведение моей уставшей малышки соответствует месту!

Ссылка на наше видео, где Дашуля красит губки - в тот же день во время "перекуса".

До новых встреч! J

2 комментария:

  1. Ну, мать, ты даешь!!!! Прямо-таки я со своей школьной медалью и не знала многого....Супер!!!! Прочла с интересом, хоть замуж выходи:):):) Как за 100 лет поменялось все...церемония свадьбы уже не та...Спасибо за экскурсию!!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Пожалуйста, дорогая! Когда ты была в Москве, то не все успела посмотреть в Коломенском! Посмотришь на блоге - еще будет обзор выставки "Березовские древности" (старинные иконы), экскурсии в конюшенном дворе с видео, и обзор мужской и женской половин дворца царя Алексея Михайловича! Очень хочется все быстрее доделать, но времени свободного недостаточно... плюс работы над такими статьями не мало - отредактировать фото, считать описания с фото и пр. Но все это в радость! Вот потеплеет снова отправимся с Дашулей на новые выставки! :-bd"

    ОтветитьУдалить