Порекомендовать статью с помощью:

суббота, 3 мая 2014 г.

Выставка в Коломенском "Березовские древности". Подробный обзор с видео и фотографиями.


Выставку "Берёзовские древности" мы посетили с дочерью 22 сентября 2013 года. 
Выставочный проект "Берёзовские древности" располагался в здании сытного двора музея-заповедника Коломенское. Посетители выставки познакомились  с уникальными экспонатами Омского государственного историко-краеведческого музея.
Организаторы выставки: Департамент культуры города Москвы, Министерство культуры Омской области, Московский государственный объединенный музей-заповедник "Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино" и Омский государственный историко-краеведческий музей.
Сначала выставка знакомит нас городом Берёзов и выдающимся краеведом, исследователем, археографом(специалист, занимающийся отыскиванием, описанием и изданием письменных древностей), историком, археологом, Палашенковым Андреем Федоровичем (1886 - 1971).

О городе Берёзов

В настоящее время это поселок городского типа - Берёзово, административный центр Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа.
Поселение было основано в 1593 году, как крепость Березов (изначально Березовский острог). Также целью образования поселения являлось взимание с остяков (хантов, остяки - устаревшее) "ясака" (дань мехами). Ранее на этом месте было остяцкое поселение Суматвош, т.е. "город берез". Заложил городок воевода Никита Траханиотов.
С 1782 г. поселение становится уездным городом Тобольского наместничества.
Территориально Берёзово (Берёзов) расположен в Западной Сибири, на реке Северная Сосьва. 
Суровая северная равнина, среди которой расположен город, представляет однообразную, практически сплошную тундру, которую покрывают густые леса с промерзлой почвой.
Климат Берёзова сырой и суровый, зима очень затяжная - более восьми месяцев.
С XVIII века город был местом ссылки для князя Меншикова А. Д., князя Долгорукова А. Г., графа Остермана А. И.
В XIX веке сюда были сосланы декабристы, в начале XX века - революционеры, среди которых был Троцкий Л. Д., бежавший из Березова.
В 1719, 1808 годах город был практически истреблен пожарами. В 1887 году пожар в Березове также уничтожил большую его часть.
В 1926 году город Березов утратил статус города, став селом. После открытия в 1953 году Березовского газового месторождения, Березово получило статус рабочего поселка.

В этом небольшом видео вы увидите фото строений древнего города Берёзов, представленные на первом этаже выставки.



Примечательно фото избы древнего Березова.






Фонд Палашенкова А. Ф.

Именно Палашенков Андрей Федорович (краевед, исследователь, археограф, историк, археолог) возглавил экспедицию, спасшую произведения церковного искусства, погибавшие в полуразрушенном Воскресенском соборе г. Березова и теперь представленные на этой выставке.


Воскресенский собор, фото с сайта http://nagatinsky-zaton.mos.ru/






Палашенков Андрей Федорович(1886-1971)














А. Ф. Палашенков родился в селе Надва Катынской волости Смоленской губернии.

 Деятельность ученого-краеведа начал в Смоленске. 
С 1936 года работал в Омском краеведческом музее, 
в 1943-1957 годах являлся его директором.








В своей автобиографии Палашенков А. Ф. писал: "В 1939 г. предпринята экспедиция по рекам Северная Сосьва и Ляпин. Обследована территория б[ывшей] Ляпинской крепости, где обнаружены остатки крепостного тына, фундамента башен и других строений. По рекам Сосьве и Ляпину открыты городища, стоянки древних поселенцев... собран вещественный материал... произведены обмеры, чертежи и фото. В Берёзове определено место погребения Марии Меншиковой, дочери сподвижника Петра, умершей в 1729 г. Обнаружены и вывезены в музей шелковые ткани XVIII-XIX веков, в точности фелонь, пожертвованная находившимися в берёзовской ссылке княжнами Долгорукими; выделена и вывезена в музей коллекция икон древнего письма... Составлено описание берёзовского некрополя." Некрополь - могильник или место большого количества захоронений.

В те годы, сделанное Палашенковым, было по истине нравственным подвигом. 
Весной в 1938 году А. Ф. Палашенков вывез из г. Тары Омской области выброшенные в утиль уникальные издания конца XVIII - начала XX столетия. Были спасены от уничтожения тысячи рукописей и старопечатных книг, также переданные в музей.
Фонд А. Ф. Палашенкова, хранящийся в Омском государственном историко-краеведческом музее в и частично привезенный на выставку в Коломенское (г. Москва), является одним из самых востребованных в настоящее время.

Следующее короткое видео показывает еще часть выставки на первом этаже. Примечателен портрет Палашенкова А. Ф., написанный омским художником Щекотовым К. Н.




Экспонаты первого этажа

Теперь несколько моих фото - экспонатов проекта "Березовские древности", на первом этаже выставки. 
Сразу прошу прощения за не совсем удачное их качество... 
Я не профессиональный фотограф, плюс освещение выставки, стеклянные витрины и семейные обстоятельства J съемок накладывают свои тени, блики и отражения... 


ФЕЛОНЬ (РИЗА) - ВЕРХНЕЕ ОБЛАЧЕНИЕ СВЯЩЕННИКА
XIX век
Шелк, хлопчатобумажная ткань, ручное изготовление, ручные швы
ОГИКМ

На выставке были представлены два венчальных венца - мужской и женский, визуально они одинаковые. Однако, вероятно чем то отличаются... 
ВЕНЕЦ ВЕНЧАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ
Начало XX века (?)
Металл, литье, позолота, эмаль
ОГИКМ


ЧАСТЬ ОБЛАЧЕНИЯ СВЯЩЕННИКА
 (подробности к сожалению не сфотографировала)

ОПИСАНИЕ СТАРОГО БОЖИЯ ГРАДА ИЕРУСАЛИМА







ЕВАНГЕЛИЕ

1. РУКОПИСЬ А. Ф. ПАЛАШЕНКОВА  "Г. БЕРЕЗОВ"
1939 
ОГИКМ

Страница с изображением могилы А. И. Остермана (1687-1747)

В 1741 г. Березово стал местом ссылки опального вице-канцлера,

за которым добровольно последовала его супруга Марфа Ивановна (урождённая Стрешнева) .

В середине XIX века место его захоронения было найдено геологоразведочной экспедицией Э. К. Гофмана по инициативе и при участии березовского преподавателя и краеведа 

Николая Алексеевича Абрамова (1812-1870).

2. ЛИТУРГИЧЕСКИЙ СОСУД

вверху - ДИСКОС

внизу - ТАРЕЛЬ.







ФРАГМЕНТ ЦАРСКИХ ВРАТ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ
ЕВАНГЕЛИСТОВ ЛУКИ и ИОАННА, 
1800
Дерево, резьба, левкас, позолота, масло
ОГИКМ 


ФРАГМЕНТ ЦАРСКИХ ВРАТ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ
ЕВАНГЕЛИСТОВ МАРКА И МАТФЕЯ

1800
Дерево, резьба, левкас, позолота, масло
ОГИКМ 



ФЕЛОНЬ (РИЗА) - ВЕРХНЕЕ ОБЛАЧЕНИЕ СВЯЩЕННИКА
XVIII век. Парча, шелк, лен, ручная работа, швы ручные
ОГИКМ

"Меншиков в Березове"

Поднявшись на второй этаж выставки, перед нами предстала во всю стену репродукция картины В. И. Сурикова 
"Меншиков в Березове" (1883 г.). Как я уже упоминала выше, история Березова не мыслима без образа светлейшего князя А. Д. Меншикова - сподвижника Петра I, который был отправлен в ссылку в Березов за государственные интриги Петром II.
"Меншиков в Березове" В. И. Суриков (1883 г.)





На картине Меньшиков изображен со своими детьми - герои погружены в думы о прошлом. Историческая достоверность картины определяется образами изображенных на ней людей, их одеждой и обстановкой избы, полностью соответствующей той эпохе. 

Образ картины, возникший у Сурикова, обусловлен двумя примечательными фактами. В 1881 году художник со своей семьей жил в деревне Перерва в нищенской избушке - там было тесно, а на улице дождливо - не выйдешь... Суриков размышлял: "Здесь вот мне и думалось: кто же это так вот в низкой избе сидел?". " И поехал я это раз в Москву за холстами. Иду по Красной площади. И вдруг... Меншиков! Сразу всю картину увидел. Весь узел композиции"
Однако образ картины "Меншиков в Березове" появился благодаря не только этому случаю - весь ход художественных изысканий Сурикова подвел к ней. В течение нескольких лет художник работал над картиной "Утро стрелецкой казни", изучая образ Петра I и его окружения. Суриков постоянно сталкивался с образом Меншикова - человека недюжинного ума, таланта и одновременно корыстолюбивого и тщеславного.

Далее на выставке (2 этаж, зал слева) представлен уникальный этюд Сурикова (1881 г.) к вышеупомянутой картине "Меншиков в Березове". Примечательно, что на нем изображены две женщины в деревенской избе.
Ниже фото этюда я поместила фото выставочной таблички, на ней интересные пояснения Сурикова. 
Думаю, наши современники живущие в Москве, не без улыбки прочитают указанный Суриковым адрес: "станция Люблино, деревня Перерва..."





















Ниже еще один этюд картины "Меншиков в Березове", композиция на нем уже соответствует привычной.
Суриков В. И.  Меншиков в Березове 1881
Эскиз для картины "Меншиков в Березове" (1883 г.)
Поступил в ГТГ В 1926 году из Цветковской галереи
Холст, масло
Справа внизу подпись: В. Суриковъ 1881

Говоря о Меншикове в рамках этой выставке нельзя не отметить книгу историка Дмитрия Николаевича Батыш-Каменского (1788-1850). В ней приводятся биографические данные и характеристики сподвижников Петра I.
На представленном ниже развороте книги изображена гравюра пунктиром Н. Иванова по рисунку Я. Аргунова "Александр Данилович Меншиков".

Книга печатная. Бантыш-Каменский Д. М.
"Деяния знаменитых полководцев и министров, служивших в царствование
Государя Императора Петра Великаго: с портретам их"

Москва, типография Всеволжского, 1812 год
МГОМЗ
























Старинные иконы Воскресенского собора
Второй зал выставки

Коллекция уникальных экспонатов (иконы, церковные ткани, одеяния церковнослужителей и прочее) Омского краеведческого музея практически неизвестна широкой публике! Все эти ценности из Воскресенского собора г. Березова.
В 1638 году при тобольском архиепископском доме была основана мастерская со школой иконописания. С этого времени большая часть икон для церквей Сибири писались в этой мастерской! В середине XVII - начале XVIII веков сибирские иконописцы зачастую делали списки (т.е. копии) с икон, выполненных в древнерусской манере, свойственной новгородской школе письма. В Сибири были распространены различные иконографические и художественные традиции (наблюдались параллели с украинским и польским барокко, а также с итальянским Ренессансом). Соответственно местные мастера нередко использовали в одной работе сразу несколько подходов.

Напомню, что представленная на этой выставке уникальная коллекция была вывезена из Березова экспедицией во главе с А. Ф. Палашенковым. Через 2 года после этого, храм был взорван! Вывезенные иконы, культурную ценность которых так и не удалось установить из-за плачевного состояния и идеологической обстановки в стране на тот момент, на долгие годы оставались в забвении. И только в 1990-е годы их начали постепенно реставрировать.

Следующее небольшое видео покажет общий вид зала с экспонатами о которых пойдет речь:




Теперь рассмотрим особенно заметные из них:

икона "Успение Богоматери"


Покров на богослужебные сосуды, XIX век
Шелк, парча, хлопчатобумажная ткань, нити шелковые; ручное изготовление
ОГИКМ

выше показанный ПОКРОВ на богослужебные сосуды - крест вблизи.



Набедренник - часть облачения священика, XIX век
Шелк, тесьма, бахрома, холст, нити шелковые; ручное изготовлениеОГИКМ






















Удивителен для непосвященных в церковную тему, следующий объект березовской выставки - ХОРУГВЬ. Хоругвь - это религиозное знамя, предназначенное для крестных ходов и носимое на высоком древке. Хоругви, как в данном случае, бывают в "узорной металлической рамке", с двух сторон его украшают иконы.

ХОРУГВЬ с двустронней иконой "Богоматерь Одигитрия" и "Собор Архистратига Михаила" 1755
Металл, литье, ковка, живопись маслом
 ОГИКМ


 икона "Богоматерь Одигитрия" 1755


Вторая сторона хоругвия - икона "Собор Архистратига Михаила". Архистратиг (греч.) означает военачальник, это имя дано архангелу Михаилу как предводителю воинства Небесных сил. 
ХОРУГВЬ с двустронней иконой "Богоматерь Одигитрия" и "Собор Архистратига Михаила" 1755
Металл, литье, ковка, живопись маслом
 ОГИКМ


Сразу представлю еще один хоругвь этой выставки, но время его создания уже конец  XIX века - т.е. более чем через 100 лет предшествующего.

ХОРУГВЬ с двустронней иконой "Рождество Богоматери" и "Святые Преподобные Антоний и Феодосий Печерский" 
Конец XIX века  Металл, литье, ковка, живопись маслом
 ОГИКМ


икона "Рождество Богоматери"


Вторая сторона хоругвия - икона "Святые Преподобные Антоний и Феодосий Печерский":
ХОРУГВЬ с двустронней иконой "Рождество Богоматери" и "Святые Преподобные Антоний и Феодосий Печерский" 
Конец XIX века  Металл, литье, ковка, живопись маслом
ОГИКМ


Продолжим рассматривать старинные иконы Воскресенского собора древнего города Березов:


ИКОНА "БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ"
Сибирская школа, 1731
Дерево (липа), паволока, левкас, яичная темпера, поновление маслом
ОГИКМ
На правом поле иконы надпись: "сей образ изображёнъ был въ 1731 году. Переписанъ за ветхостию красокъ месяца августа 1840 года" (Икону отреставрировал Н. Г. Минько в 2006 году в г. Омск).

Далее приближенное фото этой замечательной иконы, на нем можно более подробно рассмотреть лик Владимирской Богоматери и младенца.
ФРАГМЕНТ ИКОНЫ "БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ"
Сибирская школа, 1731


Следующая икона самая ранняя из всех - XVI век, она же является "лицом" всей представленной выставки. Предположительно икона была написана в Поволжье в отличии от других представленных икон, написанных преимущественно тобольской школой в XVIII веке.
ИКОНА "МИХАИЛ АРХИСТРАТИГ"
Центральная Россия, XVI век
Дерево, левкас, яичная темпера, поновление маслом, серебряная басма
ОГИКМ
Реставратор живописи В. А. Бекишева (Омск),
Реставратор металла А. Ф. Бирюков (Москва), 1994.
Напомню, Архистратиг (греч.) означает военачальник, это имя дано архангелу Михаилу, как предводителю воинства Небесных сил. 
На этой иконе он изображен совершенно отличным от вышеописанной иконы первого хоругвя.

Следующее приближенное фото иконы дает возможность увидеть лики святых и детали сюжета более подробно и без бликов.
ФРАГМЕНТ ИКОНЫ "МИХАИЛ АРХИСТРАТИГ"
Центральная Россия, XVI век


ИКОНА "ИОАНН БОГОСЛОВ В МОЛЧАНИИ"
Тобольск, конец XVII века
Дерево (кедр), левкас, темпера
ОГИКМ
Реставратор Н. г. Минько (Омск), 2006.

Далее нашему вниманию были представлены церковные облачения и ткани (однако их я почти не фотографировала - из видео понятно, что на выставке их было гораздо больше):
Покров на богослужебные сосуды
XIX век
Шелк, бахрома, коленкор, нити шелковые, ручные швы
ОГИКМ








Покров на богослужебные сосуды
XIX век
Шелк, бахрома, тесьма, хлопчатобумажная ткань, жемчуг, ручные швы, ручная вышивка
ОГИКМ




СТИХАРЬ - БОГОСЛУЖЕБНОЕ ОБЛАЧЕНИЕ СВЯЩЕННИКА ИЛИ ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЯ

Из всех церковных облачений проекта "Березовские древности" наиболее ценной является фелонь, которую расшили дочь А. Д. Меншикова - Мария и жена И. А. Долгорукова (сына) - Наталья Борисовна Шереметьева:

фото с сайта http://mgomz.ru/







фото с сайта http://nagatinsky-zaton.mos.ru/


Третий (последний) зал выставки


Первая икона в этом зале относится к XVIII веку и писалась новгородской школой. "Спас Оплечный" - икона, композиционная формула которой, заключает оплечное изображение Иисуса Христа. 
На правой щеке Христа можно увидеть темный мазок. Этот мазок привлек мое внимание и я поинтересовалась у смотрителя выставки о его возникновении? Мне ответили, что это не "грязь" или какое-либо "повреждение", появившееся со временем, а что так и задумано и является чем-то значимым...
Пыталась найти информацию об этой иконе или о подобном случае, но ничего к сожалению не нашла. Мироточат иконы по-другому, поэтому это наверное не тот случай...
Буду благодарна, если кто-то пояснит, что это? Или если в вашем городе будет проходить выставка "Березовские древности" уточнит подробнее этот момент?
Ниже сама икона:

ИКОНА "СПАС ОПЛЕЧНЫЙ"
Новгородская школа, XVIII век
Дерево, левкас, яичная темпера
ОГИКМ
Реставратор А. А. Козьмин (Москва), 1991-1992


Затем, были представлены иконы, примечательные помимо прочего, своими сюжетами и композицией:


ИКОНА "РОЖДЕСТВО БОГОМАТЕРИ"
Тобольск, XVIII век
Дерево (липа), паволока, левкас, яичная темпера, позолота
ОГИКМ
Реставратор А. А. Козьмин (Москва), 1991-1992



ИКОНА "БОГОМАТЕРЬ ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК"
Сибирь, XIX век
Дерево (липа), грунт, масло
ОГИКМ
Реставратор Н. Г. Минько (Омск), 2000-2004


1. ИКОНА "МУЧЕНИК ФЕДОР СТРАТИЛАТ"
2. ИКОНА "ПРОРОК ИЛЬЯ"

Тобольск, XVIII век
Дерево (липа), паволока, левкас, яичная темпера, позолота
ОГИКМ
Реставратор Е. Н. Неретина, руководитель А. А. Козьмин (Москва), 1991-1992














ИКОНА "ИЗВЕРЖЕНИЕ ИОНЫ ИЗ КИТОВОЙ УТРОБЫ"
Тобольск, XVIII век, поновление  XIX века
Дерево (липа), грунт, темпера, остатки старого поновления маслом
ОГИКМ
Реставратор Н. Г. Минько (Омск), 2006



ИКОНА "ГРЕХОПАДЕНИЕ"
Тобольск, XVIII век, поновление  XIX века
Дерево (сосна), грунт, масло
ОГИКМ
Реставратор А. В. Легошина, руководитель А. А. Козьмин
(Москва) 1991-1992


ИКОНА "ПОТОПЛЕНИЕ АРМИИ ФАРАОНА В МОРЕ"
Тобольск, XVIII век
Дерево (липа), грунт, темпера, остатки старого поновления маслом
ОГИКМ
Реставратор Н. А. Акимова (Москва), 2006
Н. Г. Минько (Омск), 2008


ИКОНА "ГИБЕЛЬ СОДОМА"
Тобольск, XVIII век
Дерево (липа), грунт, масло
ОГИКМ
Реставратор Н. Г. Минько (Омск), 2006
Содом (ударение на второй слог) - известный библейский город, который упоминается с городом Гоморра. Согласно Библии эти города были уничтожены Богом за грехи их жителей. Содом и Гоморра входили в Содомское пятиградие - Содом, Гоморра, Адма, Севоим, Сигор) и находились, согласно Ветхому Завету, в районе Мертвого моря. Однако ни точное место нахождения сейчас не известно, ни историческая достоверность существования этих городов. Упомянуты они были лишь в библейских источниках и археологии неизвестны! Упоминание о Содоме встречается в сочинениях Страбона (около 64/63 до н. э.- около 23/24 н. э., греческий историк и географ) "География" (в 17 книгах, лучший источник для изучения географии древнего мира).  


ИКОНА "ИОАНН БОГОСЛОВ"
Тобольск, XVIII век
Дерево (сосна), грунт, масло, позолота
ОГИКМ
Реставратор А. А. Козьмин (Москва) 1992-1993

И снова церковные одеяния:
ЕПИТРАХИЛЬ - ЧАСТЬ ОБЛАЧЕНИЯ
СВЯЩЕННИКА, НОСИМАЯ ПОД РИЗОЙ
XIX век
Парча, бахрома, тесьма, коленкор, металл
ОГИКМ





САККОС - ВЕРХНЕЕ ОБЛАЧЕНИЕСВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ ВЫСОКОГО РАНГА
XIX век
Парча, тесьма, сатин, нить-канитель серебряная, металл,
нити шелковые, ручное изготовление, ручные швы, ручная вышивка
ОГИКМ

Появился повод подробнее узнать что такое канитель? Выражение "тянуть канитель" известно и понятно всем! Однако, употребляя его, мы редко задумываемся откуда оно взялось? :) 
Вот, за что, я еще люблю обзоры выставок - всегда узнаешь какие-либо новые подробности или что-то неизвестное!



ИКОНА "ЖЕНЫ МИРОНОСИЦЫ"
Жены-мироносицы - женщины, которые пришли утром в первый день после субботы ко Гробу воскресшего Иисуса Христа, с ароматами и благовониями (т.е. миром) для ритуального умащения тела.


ИКОНА "СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АНТИПИЙ,
ЕПИСКОП ПЕРГАМСКИЙ"

Сибирь XIX век
Дерево (сосна), грунт, масло
ОГИКМ
Реставратор Н. Г. Минько (Омск), 1998

ФРАГМЕНТ ИКОНЫ "СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АНТИПИЙ,
ЕПИСКОП ПЕРГАМСКИЙ"



ИКОНА "СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВЛАСИЙ"
Сибирь XVIII век
Дерево, грунт, масло
ОГИКМ
Реставратор Е. Н. Неретина, руководитель А. А. Козьмин (Москва), 1992-1994


ИКОНА "ИСКУШЕНИЕ ХРИСТА ДЬЯВОЛОМ"
Тобольск, XVIII век
Дерево (липа), грунт, масло
ОГИКМ
Реставратор А. А. Козьмин (Москва), 1990-1991



ФРАГМЕНТ ИКОНЫ "ИСКУШЕНИЕ ХРИСТА ДЬЯВОЛОМ"



















ИКОНА "ПРОРОК ИЛЬЯ УБИВАЕТ ЖРЕЦОВ ИДОЛЬСКИХ
В ЦАРСТВОВАНИЕ АХАВА"
Тобольск, XVIII век
Дерево (липа), грунт, масло
ОГИКМ
Реставратор А. В. Неретин (Москва), 1990-1991






ИКОНА "ВИДЕНИЕ ИАКОВЫМ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЕСТВИЦЫ"
 Тобольск, XVIII века
Дерево (липа), грунт, масло
ОГИКМ
Реставратор А. В. Неретин (Москва), 1990-1991


 ФРАГМЕНТ ИКОНЫ "ВИДЕНИЕ ИАКОВЫМ БОЖЕСТВЕННОЙ  ЛЕСТВИЦЫ"














ИКОНА "СТРАДАНИЕ МУЧЕНИКА ФЕДОРА СТРАТИЛАТА"
Тобольск, XVIII век
Дерево (липа), грунт, масло
ОГИКМ
Реставратор А. А. Козьмин (Москва), 1990-1991









ИКОНА "СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ"
Березов, 1881
Дерево, грунт, масло
ОГИКМ
На обороте надпись: "Въ память Оформированнiя Березовской местной команды, 
прибывшей въ Г. Березовъ 5-го Сентября 1881-года, 
на средствы нижних чиновъ по настоянiю начальника команды 
Штабсъ Капитана Александра Степанова Антипина. 
Писанъ в Березове, живопис Иваномъ Козловымъ
1881 г. Декабрь 5-го дня"

Реставратор Н. Г. Минько (Омск), 1998


ИКОНА "ПРОРОК МОИСЕЙ ПЕРЕД КУПИНОЙ"
Тобольск, XVIII век
Дерево (липа), грунт, масло
ОГИКМ
Реставратор А. А. Козьмин (Москва), 1990-1991
















Неопалимая купина - куст, в пламени которого (куст горел, но не сгорал), согласно Ветхому завету, Бог впервые явился пророку Моисею. Более подробную информацию об этом можно прочитать здесь.

На этом обзор выставочного проекта "Березовские древности" закончен. Надеюсь, что вам тоже было интересно!

Однако, в тот день, на посещении только этой выставки мы с дочерью не остановились, затем мы побывали на великолепной выставке свадебных нарядов конца XIX - начала XX веков.

При написании статьи также были использованы источники:
http://ru.wikipedia.org/
http://mgomz.ru/arhiv-vyistavok/vyistavochnyiy-proekt-berezovskie-drevnosti
http://www.manhunter.ru/offline/701_vistavochniy_proekt_berezovskie_drevnosti.html





Комментариев нет:

Отправить комментарий